Во время игры в шахматы каждый игрок использует шесть видов фигур. Они различаются по цвету: у одного белые фигуры, а у второго — черные. При этом «армия» и одного, и другого игрока состоит из 16 единиц. Получается, что всего на доске 32 фигуры обоего цвета. У каждой фигуры есть свое место на доске и определенная траектория движения, способ или способы перемещения во время игры.
Начальная расстановка фигур:
Король (King) — это самая главная фигура, вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.
Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить по вертикалям и по горизонталям доски, а также и по белым, и по черным диагоналям. Ферзь — тяжелая фигура, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте.
Ладья (Rook) — эта фигура двигается только вертикально или горизонтально. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля.
Слон (Bishop) — тоже парная легкая фигура. Слоны бывают белопольные и чернопольные. Ходят по диагоналям.
Конь (Knight) — также парная легкая фигура. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через любые препятствия.
Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клетке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клетку, — а рубят вражеские фигуры только наискосок прямо. Пешки назад не ходят и не рубят! Пешки играют важную роль — они захватывают пространство, защищают короля и другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут превратиться в любую фигуру — ферзя, ладью, слона и коня. Но пешка не может превращаться в короля!
Абсолютная сила фигур
Находясь в центре поля в одиночестве, каждая фигура имеет свою абсолютную силу. Так сказать – это когда в поле войн всего один. Но один он, конечно, никогда не бывает. Оценка стоимости срубленных фигур даёт возможности понять за кем преимущество. Это только материальный расчёт, он не даёт всей полноты оценки. Итак, в классическом варианте абсолютная стоимость фигур рассчитывается таким образом:
- пешка – стоит 1 пешку
- слон – 3 (контролирует: в центре — 13 полей, в углу доски — 7 полей)
- конь – 3 (контролирует: в центре — 8 полей, на краю — 4, в углу — 2 поля)
- ладья – 5 (контролирует: в центре — 14 полей, в углу доски — 14 полей)
- ферзь – 10 (контролирует: в центре — 27 полей, в углу доски — 21 поле)
- король – бесценный, короля рубить нельзя
На тренажере желательно пройти все уровни, включая «Продвинутый», по нескольку раз, до полного закрепления навыков
Тест: навык закрепляется в течении теоретических и практических занятий